Екатеринбургское муниципальное
бюджетное учреждение
Комбинат
специализированного
обслуживания
Муниципальная похоронная диспетчерская служба Звоните нам
круглосуточно:
+7 (919) 360-53-83 +7 (343) 257-12-12 007 (только с городских номеров)

Аферы на костях

Мама Александра Ивановича болела довольно долго. Пасмурным январским вечером ее, к огорчению родственников, не стало. Первое, что пришло в голову пенсионеру — позвонить в «Скорую помощь» и в полицию. Представитель власти появился довольно быстро, а через пару минут после его прихода в дом постучали и буквально ворвались двое мужчин. По словам Александра Ивановича, единственное, что они сказали: «Никого больше в дом не пускайте!» Незваные гости сели за стол и принялись писать договор на оказание ритуальных услуг, не спросив у хозяина согласия, ничего ему не объясняя.

«Я был так расстроен», — говорит Александр Вольхин, сын покойной Антонины Сычевой, — «Меня трясло! А они просто вошли, втолкнули меня в дверь и сказали, что сейчас я буду подписывать документы на погребение мамы. Даже опомниться не успел, как один из них ушел, а второй сказал, что сейчас я должен выбрать какие-то услуги — венки, катафалк и все такое… Кстати, мне показалось, что эти мужчины были хорошо знакомы с сотрудником полиции, очень уж по-дружески они общались».

Затем тело покойной увезли, а Александра Ивановича повезли в офис похоронного агентства. Там ему предложили выбрать услуги. Он сказал, что желает похоронить маму на Верхнепышминском кладбище, а потом добавил, что хочет заранее купить еще 2 места рядом с мамой, на будущее.

«С меня взяли сначала 65 тысяч рублей, а затем еще 5 и еще 36, вроде как за похоронные услуги», — вспоминает пенсионер. — «Я их оплатил в офисе этой фирмы, даже не помню, как она называется. В тот день я был в таких расстроенных чувствах, так переживал, что не мог здраво рассуждать. В этом агентстве у меня забрали мамин паспорт, но я даже не обратил внимания на этот факт. За день до похорон мне снова звонили из этой конторы, и сказали, что нашли для меня еще 2 места на том же кладбище, где будет лежать мама. Эти мужчины снова приехали ко мне домой, взяли с меня еще 50 тысяч рублей, оставили квитанцию и уехали. Я даже не подумал, что они должны были оставить какое-то свидетельство или еще какие-то документы».

В день похорон случился неприятный инцидент: недобросовестные агенты не сказали Александру Вольхину, что хоронить его маму будут на Окружном кладбище Екатеринбурга. После прощания с покойной сотрудники ритуальной фирмы и катафалк отправились на это кладбище, а Александр Иванович — на Верхнепышминское, поскольку он заказывал именно могилу здесь. В итоге ему пришлось искать машину и добираться до места погребения самостоятельно. На законные претензии сына сотрудники похоронного агентства отмахивались: мол, вы нам не говорили, где нужна могила, и мы сами выбрали.

«Когда я, наконец, нашел похоронную процессию, то увидел, что маму хоронят в скромной могилке, а рядом мест нет», — возмущается Александр Вольхин. — «Я спросил у сотрудников агентства: „Где же мои 2 дополнительных места? Я заказывал их рядом с мамой“. А они замахали руками, сказали, что все решат потом. Но и потом ничего они мне не ответили. Больше того, их водитель, когда возил меня по разным инстанциям, в конце дня заявил, что я должен ему еще 5 тысяч рублей. И мне пришлось заплатить, куда же деваться-то. В итоге мама похоронена не там, где все наши предки. И у меня нет дополнительных мест на кладбище, за которые я заплатил. В общем, я отдал этим людям около 200 тысяч рублей, и даже не сразу понял, что меня обманули».

Во время похорон скорбящему мужчине выдали удостоверение о захоронении. Заглядывать в него он не стал, просто спрятал, и совершенно зря. Спустя несколько месяцев Александр Вольхин решил, что маму нужно перезахоронить на другом кладбище, рядом с остальными предками. Он собрал документы и пришел к директору Окружного кладбища с этой просьбой. Как выяснилось, перезахоронение — дело простое. Но вот документ о захоронении был выдан на совершенно постороннего человека, некую гражданку Украины. Поэтому перезахоронить свою собственную мать Александру Ивановичу не удается до сих пор.

Комментарии по поводу ситуации с Александром Вольхиным дает начальник юридического отдела НП «Объединение похоронных организаций Урала» Ольга Мамонова:

«Александр Иванович обратился к нам с просьбой перезахоронить его мать с одного кладбища на другое. Он принес нам все документы о погребении и рассказал свою историю. Мы увидели, что человек был жестоко обманут. Во-первых, никакие нормальные агенты не приходят в дом, где случилось горе сразу после звонка в „Скорую помощь“ или полицию, их нужно вызывать самостоятельно. Они должны предъявить удостоверение, ознакомить человека с прайс-листами на все услуги и товары. Во-вторых, договоры, которые подписал Вольхин, не имеют юридической силы. Они составлены с огромным количеством нарушений действующего законодательства. И непонятно, почему этих договоров два. В нормальном договоре четко прописаны все пожелания к процедуре захоронения, к месту захоронения, оговорены цены на товары и услуги и т. д. Там же четко указываются реквизиты сторон, их юридические и фактические адреса, номера свидетельств о регистрации. Здесь ничего подобного нет.

Третье — квитанции. Они выписаны неизвестно кем, здесь нет ни реквизитов юридического лица, ни реквизитов индивидуального предпринимателя, нет печатей. Это просто бумажки, такие может любой человек напечатать на компьютере. Обратите внимание, две квитанции имеют одинаковый номер, такого быть просто не может. Кроме того, в настоящей квитанции указываются конкретные услуги и товары, которые оплачивает человек. Здесь же написано: ритуальные услуги, и это неправильно.

И еще. Удостоверение о захоронение выписано на имя некой неизвестной особы. Нет никаких бумаг, подтверждающих, что Александр Иванович передавал ей такое право как законный родственник умершей. Но пока что, юридически, он не имеет права распоряжаться ее останками.

Доказать, что человек был обманут, с этими документами будет очень просто. Главное, что человек не побоялся прийти к нам и готов обратиться в правоохранительные органы, чтобы доказать свою правоту и наказать виновных».

Исполнительные директор НП «Объединение похоронных организаций Урала» Дмитрий Хазов:

«Таких случаев мошенничества в Екатеринбурге и в Свердловской области очень и очень много. При этом способов обмана весьма много: двойные прайс-листы, „липовые“ договоры и квитанции и т. д. Проблема в том, что только единицы готовы после погребения отстаивать свои права в суде.

Подобные мошенники на рынке ритуальных услуг представляют собой угрозу нормальным, добропорядочным компаниям. Во-первых, они подрывают авторитет этой отрасти в целом. Во-вторых, они открыто клевещут на своих конкурентов. Например, граждане, обманувшие Вольхина, утверждали, что деньги за дополнительные места на кладбище пошли на счет муниципальной похоронной службы. А мы знаем, что места на кладбище сегодня предоставляются бесплатно и только по факту смерти, заранее их приобрести ни в каком виде невозможно. И если не наказывать подобных „черных“ агентов, то этот кошмар на рынке ритуальных услуг никогда не прекратится.

Что касается Александра Вольхина, он уже пришел к нам, написал заявление с просьбой о помощи. Наша организация бесплатно предоставляет ему юриста, вместе с которым он отстоит свои права в суде».

Наталья Гуторова

Сделать заказ
Спасибо за обращение, наши специалисты с вами свяжутся
Обратная связь