Память в один карат
В конце семидесятых годов прошлого века в Екатеринбурге возникла одна тихая для публики, но очень актуальная для отцов города проблема — дефицит земли на кладбищах города. Назревал этот вопрос давно и решать его надо было оперативно.
И чиновники приняли решение, одобренное на высшем уровне: построить возле Сибирского кладбища крематорий и оборудовать рядом колумбарий в виде стены из кирпича с нишами для урн с прахом.
Крематорий был построен в рекордные сроки и начинен передовыми на тот момент технологиями. Все оборудование было сделано на заказ в Чехословакии и выполнено очень добротно. Печи исправно служат до сих пор, хотя текущий и капитальный ремонт, конечно, проходят в установленное время. В 1982 году крематорий был запущен, а колумбарий открылся чуть позже.
«Тогда для горожан это было в новинку, но, тем не менее, услуги крематория востребованы стали практически сразу», — рассказывает корреспонденту tsg66.ru начальник отдела обслуживания ЕМУП КСО Екатеринбурга Яна Петрушевская. — «А когда построили колумбарий, то и он оказался очень нужен людям. Тем более, что замуровать там урну с прахом умершего стоило по тем временам какие-то копейки. Сейчас, кстати, старый кирпичный колумбарий потихоньку разрушается и родственники переносят урны с прахом в другие, новые и долговечные из бетона или делают перезахоронение на аллеях урновых захоронений».
Колумбарии установлены на многих крупных кладбищах Екатеринбурга: Сибирском, Нижнеисетском, Михайловском, Западном и Восточном.
А вот аллей для урновых захоронений пока мало, самая большая на Сибирском кладбище.
Крематорий и последующее захоронение в колумбарии пользуются все большей популярностью у горожан. По статистике, услуги крематория (а он в структуре ЕМУП КСО) в комбинате специализированного обслуживания заказывают 56% всех клиентов.
«К нам, в Екатеринбург везут тела своих умерших близких для „огненного погребения“ из Нижнего Тагила, Первоуральска и даже Тюмени и Омска», — продолжает Яна Петрушевская. — «И в этом нет ничего удивительного.Во-первых, в крупных городах ощутимый дефицит земли на кладбищах, а во-вторых, цены на услуги нашего КСО более чем приемлемые».
Чтобы замуровать урну с прахом в колумбарии также не требуется какие-то неподъемные суммы, все вполне доступно. Например, обслуживание «стены памяти» обойдется всего в 1200 рублей в год.
«Бывают такие случаи, когда клиент придумывает нечто неординарное», — рассказывает Яна Петрушевская. — «Один гражданин, например, потребовал, чтобы его пепел был с вертолета развеян над Екатеринбургом. Мы согласились на его условия, но объяснили, что для такой акции необходимо разрешение Роспотребнадзора. Гражданин ушел и больше у нас не появлялся».
Есть желающие побывать в космосе хотя бы после смерти, в виде капсулы с прахом. Оказывается и такое возможно, но стоит подобное «удовольствие» очень не мало. Любители гор просят отнести их урну в Гималаи или еще куда повыше, но это все-таки дешевле, так как ближе, чем околоземная орбита. А вот сделать из праха дорого человека искусственный бриллиант вполне возможно и у нас, в Екатеринбурге.
Из двух литров пепла, путем специальной обработки, выделяется углерод, потом включается «механизм сжатия» и — готов алмаз. После обработки получается однокаратный бриллиант, а дальше дело ювелиров, украсить им кольцо, колье или другое изделие.
И все-таки от традиций не уйдешь. Можно напридумывать многое, чтобы сохранить память об ушедшем человеке, но если прах на кладбище, то есть куда положить цветы. Во всех других случаях это будет весьма затруднительно.