Профстандарт — главное, что поможет навести порядок в сфере ритуальных услуг
Сейчас в Минстрое России активно обсуждаются нюансы будущего закона «О погребении и похоронном деле». Многие специалисты признают, что действующая его версия не отвечает реалиям нынешнего времени. (Действующий ФЗ-№ 8 «О погребении и похоронном деле» был принят в 1996 году — прим.ред.) Прошедший недавно в Екатеринбурге форум по ритуальным услугам стал площадкой для обсуждения инициатив от практикующих экспертов в этой сфере. О выработанных на форуме решениях нашему порталу рассказала заместитель начальника МКУ «Служба городских кладбищ» Валентина Теляшева.
Поясните, кто принимал участие и какие основные вопросы обсуждались.
Присутствовали на этом форуме представители очень многих крупных городов России: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Томск, Новосибирск, Челябинск, Тюмень, Пермь. Один из компетентнейших участников форума и активных законотворцев — Владимир Родькин, около 12 лет он работает в мэрии Санкт-Петербурга, является Вице-президентом Союза похоронных организаций и крематориев и занимается законотворчеством в сфере похоронного дела. Московские гости занимаются разработкой профстандарта для нашей отрасл и. Это будет такой интересный документ, который законодательно установит профессионально-квалификационные требования к персоналу в сфере похоронного дела. Этот стандарт станет основополагающим для получения организацией статуса «специализированной службы», дающего право осуществлять деятельность на рынке похоронных услуг.
Что такое «специализированная служба»? Чем и кем определяются ее полномочия?
Исходя из действующей ныне редакции закона, это та служба, которая оказывает гарантированный государством перечень услуг по погребению в соответствии с Федеральным законом «О погребении и похоронном деле». Планируется, что оказанием всех ритуальных услуг будет заниматься только специализированная служба. Именно услуг, а не продажей венков и других ритуальных предметов. Статус специализированной службы будет присваиваться той или иной организации муниципальные власти, либо местные органы самоуправления сами будут создавать такие службы. Это, по сути, и есть лицензирование в нашей отрасли. Нужно только определить орган, который будет контролировать сферу похоронных услуг.
То есть количество ритуальных агентств уменьшится. А не приведет ли это к ценовому сговору?
Минстрою отдали в ведение нашу сферу услуг. Они теперь хотят попытаться на государственном уровне отрегулировать цены на ритуальные услуги. Таким образом, конкуренция на рынке станет цивилизованной. Мне кажется, компании начнут бороться за клиентов качеством своих услуг, а не давлением на родственников умерших, как это происходит сейчас. Кроме того, вот пример региона, где в ритуальном бизнесе все более или менее в порядке. В Санкт-Петербурге сегодня работает всего 37 специализированных служб. А живет там около 11 миллионов человек. А у нас в Екатеринбурге на 1,5 миллиона официально зарегистрированных жителей — целых 45 компаний, которые занимаются или пытаются заниматься ритуальными услугами. Разница огромная. Сами понимаете, что очень многие конкуренты занимаются не совсем честными похоронами.
И как же планируется навести порядок в этом деле?
Мы предлагаем наделять статусом «специализированной службы» только те компании, которые соответствуют определенным требованиям, специалисты которых попадают в рамки профстандарта. Эти рамки нужно задать на федеральном уровне. Далее, на уровне субъектов РФ, нужно разработать определенные программы и правила, по которым будет строиться работа всех похоронных служб. Субъекты должны сами определить, сколько земель требуется под кладбища, сколько крематориев и специализированных служб нужно тому или иному муниципалитету. Они же должны решить вопросы содержания и финансирования кладбищ и крематориев и т. п. А вот муниципальные власти уже на своем уровне должны решать, кто имеет право работать в этой сфере, сколько организаций требуется в зависимости от количества жителей. Да, мы искусственно снижаем число конкурентов на рынке, может быть, ФАС будет не очень довольна этим решением. Но зато это полностью снимет проблемы с нечестной конкуренцией и с «черными» агентами. Мы также предлагаем четко прописать на федеральном уровне, кто будет отвечать за выявление незаконного предпринимательства в сфере похоронных услуг, какие за это будут наказания и какие появятся механизмы контроля.
Сегодня в СМИ все чаще появляются сведения о возможности создания частных кладбищ. У вас есть предложения по этому поводу?
Чтобы решить вопрос создания частных кладбищ, нужно, прежде всего, разобраться со статусом земли и другими немаловажными организационными вопросами. Например, кто и за чей счет будет создавать такие кладбища, содержать их, определить порядок регистрации захоронений, возможность захоронения на данном кладбище, а также решить судьбу кладбища после заполнения.
Не секрет, что в России и в Екатеринбурге существует нехватка земель под кладбища. Обсуждалась ли эта проблема на форуме?
Разумеется. Этот вопрос можно решить с помощью внесения в закон понятия «бесхозное захоронение» и определения последствий признания захоронения бесхозным, в том числе, возможность повторного захоронения. Около 40% всех могил сейчас бесхозные. Это обычные холмики с деревянным крестом в лучшем случае. С ними нужно что-то делать, несмотря на ярые протесты малой доли общества и духовенства. Таким образом можно освободить массу земельных участков, которые впоследствии можно использовать под повторные захоронения. Ведь земли в Екатеринбурге, например, под кладбища выделять просто неоткуда.
Какие еще предложения вы хотите донести до властей?
Мы на самом деле составили документ, в котором значатся 12 важнейших для отрасли пунктов. Это и вопросы санитарной зоны мест погребений, и частные крематории, и вопросы взаимодействия между разными уровнями власти и специализированными службами. Все наши наработки по самым больным для отрасли проблемам мы отправляем в Экспертный совет при Минстрое РФ и в Законодательное собрание Свердловской области.
Спасибо.
Наталья Гуторова