Электронные свидетельства о смерти
С 1 марта 2022 года вступило в силу новое Постановление Правительства РФ. Теперь свидетельства о смерти можно получить в электронном виде. Чем оно лучше бумажного и как его получить – рассказываем в нашей статье.
Важные изменения
До марта 2022 года свидетельства о смерти в РФ выдавались исключительно в бумажном варианте. И чтобы его получить, необходимо было проделать непростой путь:
- 1. Получить справку о смерти в медицинском учреждении (морге, больнице и т.д.)
- 2. Предоставить справку в МФЦ или ЗАГС.
- 3. Получить официальный гербовый документ, необходимый для организации похорон.
- 4. Уведомить иные инстанции о факте смерти гражданина.
Теперь же процедуру не только упростили, но и ускорили. Электронные свидетельства о смерти формируются в обязательном порядке, а не по желанию родственников покойного. На подготовку такого документа отводится 24 часа с момента установления причины смерти.
Также на основании Постановления Правительства РФ был создан единый федеральный реестр свидетельств о смерти, контроль над которым ведет Минздрав. Все сведения, находящиеся в этом реестре, являются конфиденциальными и защищены 152-ФЗ «О персональных данных». Доступ к такому реестру есть у Минздрава, медицинских учреждений, Министерства Цифрового развития, Федеральной Налоговой Службы, органов ЗАГСа, Федеральной Службы Государственной Статистики, федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Порядок получения электронного свидетельства о смерти:
1. Медицинское учреждение вносит сведения в информационную систему здравоохранения (ЕГИСЗ).
2. Сведения из информационной системы автоматически поступают в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС) и другие ведомства. Некоторые сведения иногда передаются в Росстат в обезличенном виде.
3. Электронное свидетельство поступает в личный кабинет на портале Госуслуг. Это прекрасный и удобный способ избежать очередей при подаче документов.
Каждое ведомство вносит в государственный реестр сведения:
- Федеральная налоговая служба – регистрации смерти.
- Фонд социального страхования – данные о полисе ОМС.
- Пенсионный фонд России – номер лицевого счета умершего.
Новый вариант выдачи электронных свидетельств ускорил взаимодействие между ведомствами и избавил граждан от бумажных документов и постоянных очередей. Сотрудники министерств утверждают, что благодаря нововведениям можно быстро отслеживать актуальную статистику по смертности во всех субъектах РФ.
Предпосылки создания электронной формы
В отчетах Счётной палаты РФ за последние годы был указан факт выплаты пенсий «мертвым душам». Из достоверных источников было выяснено, что некоторые родственники вовремя не уведомили Пенсионный Фонд РФ и продолжали получать денежные средства за умершего. По выявленным случаям возбуждены уголовные дела по факту мошенничества и наложены обязательства по возврату денежных средств, полученных незаконным путем.
Однако наряду с этим неприятным фактом есть ещё одна предпосылка.
ЗАГС с 2018 года передаёт данные в различные государственные службы. По мнению граждан, любое из ведомств могло знать о факте наступления смерти и продолжать начислять пенсию с целью личного обогащения. Такое действие могло произойти где угодно – как в крупном регионе, так и в небольшом. Объяснить этот факт сотрудники государственных служб могли только тем, что бумажные свидетельства о смерти были утеряны и поэтому денежные средства продолжали начисляться. Электронные свидетельства о смерти обязывает Пенсионный фонд РФ строже соблюдать закон.
Обе недобросовестные схемы и могли стать предпосылкой к тому, что теперь Постановлением Правительства РФ созданы электронные свидетельства о смерти. Такой жест говорит о том, что теперь все сведения о смерти регулируются на федеральном уровне. Информационный реестр позволит предупредить недобросовестные действия сотрудников государственных служб и траты бюджета.
Почему электронная форма удобнее бумажной?
Чтобы получить бумажный документ, родственникам умершего необходимо обратиться в ЗАГС по последнему месту жительства умершего или месту наступления смерти. Также необходимо предоставить оригиналы документов: медицинскую справку о наступлении смерти, паспорт умершего родственника и свой паспорт.
Постепенно на территории Российской Федерации во многих ведомствах вводится электронный документооборот. Сейчас оформить бумажное свидетельство о смерти можно, но получение электронной копии является обязательным. Такие действия призваны ускорить процедуру оформления необходимого документа и исключает случай его утери.
Где необходимо предъявлять свидетельство о смерти?
Без документального подтверждения с факте наступления смерти родственники покойного не имеют право ничего сделать с усопшим и его имуществом. Такой документ считается важным, так как подтверждает факт наступления смерти.
Свидетельство необходимо предъявлять:
- На похоронах – на кладбище или в крематории. На основании этого документа выделяется место на кладбище или в колумбарии. Предъявить свидетельство необходимо за сутки до похорон.
- В церкви при заказе услуги «отпевание». Священнослужитель обязан удостовериться, что человек не является самоубийцей. По правилам православной церкви отпевание самоубийц строго запрещено. Считается, что жизнь – это дар Божий и человек не вправе самостоятельно его отвергать.
- При выписке из квартиры. Если человек умер, то автоматически его не выписывают из квартиры и в квитанциях на оплату ЖКХ он также будет учитываться. Родственники самостоятельно должны подать заявление на выписку усопшего из квартиры.
- При получении наследства. Без предъявления свидетельства о смерти нотариус не имеет право начать процесс оформления наследственного имущества.
- При продаже недвижимости. Если родственники унаследовали от усопшего недвижимое имущество, то при его продаже необходимо провести проверку юридической чистоты объекта. В этом случае необходимо предъявить свидетельство о смерти.
- В банке для закрытия счетов, кредитных и дебетовых карт, чтобы избежать начисления процентов или пеней.
Также документ, подтверждающий смерть, необходимо предъявлять в морге, в ритуальной службе для заключения договора, для перевозки покойного в другой город, в социальной службе для получения пособия на погребение или назначения пенсии по случаю потери кормильца.
Свидетельство о смерти является важным документом, потому что доказывает сам факт наступления смерти. К тому же оно будет иметь юридическую силу через 10, 20 или 50 лет, так как не имеет сроков давности.
Такое новшество выгодно как государству, так и родственникам усопшего. Родственники получают электронный документ без лишней волокиты, а государство владеет полной статистической информацией.
Имея на руках электронное свидетельство о смерти, родственники могут обратиться за ритуальными услугами. Городская специализированная похоронная служба всегда готова прийти на помощь в такой трудный период. Если у вас возникли вопросы, или вы хотите уточнить стоимость ритуальных услуг в Екатеринбурге, мы будем рады помочь вам с консультацией.
Звоните по телефонам: +7 (919) 360-53-83; +7 (343) 257-12-12.